ТАЙНА ДРЕВНИХ БИБЛИОТЕК

 

 

"Чудеса и приключения", 2009/10

 

Разгадать тайну исчезнувших древних библиотек я решил после того, как столкнулся с многочисленны­ми фактами загадочного исчезновения информации из книг древних авторов. Только вчитаешься - и вдруг повествование прерывается, и речь идёт уже о других событиях, мало связанных с предыдущими. При попытках обнаружить следы исчезнувшей информации в других источниках сталкиваешься с тем же, будто кто-то намеренно изымал эти сведения. Позже пришло осознание того, что это действительно была долговременная преднамеренная акция, связанная с запретом на определённые знания. И пробелы, как ни странно, касались тайны глобальных катастроф Земли, самых страшных событий в истории человечества. Ещё позже убедился, что, по несчастью, именно эти сведения проливали свет на естественнонаучные причины появления современных мировых вероучений. И именно в этом причина гибели гигантских библиотек древности, хранивших целые пласты истории человеческих цивилизаций. И всё лишь для того, чтобы монополия на зна­ния принадлежала небольшой прослойке общества...

Вот об этом мне и хотелось бы расска­зать. Начать следовало бы с Тель-Амарнского архива, случайно обнаруженного местными феллахами при грабительских раскопках в деревне Тель-Амарна, стихий­но возникшей на месте города Ахетатона - новой столицы Египта, построенной фа­раоном Аменхотепом IV (Эхнатоном) как центр его новой религии. Однако обнару­женные в подземном хранилище ящики, доверху набитые глиняными табличками, содержали лишь хозяйственные записки и переписку князей Передней Азии с прави­телями Египта в период 1400-1360 годов до н. э. Можно полагать, что после смерти фараона-еретика, когда имя его было вы­черкнуто из официальной истории Египта, его архив тоже подвергся тщательной ре­визии и до нас уже не дошли сведения о его новой религии, основанной на собы­тиях Критского катаклизма - космической катастрофы, разразившейся над Египтом. А между тем «местность Аха», на которой была построена новая столица, до сих пор

является объектом поклонения мусуль­ман... Среди древних собраний следует отметить и Хеттский архив глиняных таб­личек (деревня Богазкей), и библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипапа (669-633 годы до н. э.) в Ниневии, и Ниппурскую библиотеку (деревня Хуффар), насчитыва­ющую до 60 тысяч табличек, среди кото­рых было обнаружено и сказание о потопе. Ксожалению, все эти собрания значитель­но пострадали и от времени, и от людей. История крупнейших собраний книг начи­нается для нас со знаменитой Александ­рийской библиотеки.

Её создание связывают с именем Птоле­мея Первого Сотера (Спасителя), который после смерти Александра Македонского стал царём покорённого Египта. Сделав Александрию, считавшуюся по значению вторым после Рима городом, столицей государства, Птолемей пригласил для организации работы Александрийского Мусейона (Храма муз) греческого учё­ного Деметрия Фалерского, ученика Те-офраста, который был, в свою очередь, учеником Аристотеля (а тот - учеником Платона). Именно Деметрий посовето­вал царю выкупить у Теофраста библиотеку, собранную Аристотелем во время завоевательных по­ходов Александра. А в ней на­считывалось тогда порядка 40 тысяч рукописных книг. И по его же совету Птолемей орга­низовал знаменитый перевод на греческий язык Пятикни­жия Ветхого Завета, получив­ший название Септуагинты. Рассказывают, что царь соби­рал свою библиотеку 23 года. А его преемник, Птолемей Филадельф, не торгуясь скупал или приказывал делать копии всех известных книг в Греции и за её пределами. Особенно це­нились книги из святилищ Афин и острова Родос.

В Александрийском Мусейоне, представлявшем собой академический городок с уни­верситетом, работали самые известные учёные того времени. И библиотек тогда, строго гово­ря, было две. Первую построили при Сотере (305-283 годы до н. э.) в квартале Брухийон - здание примыкало к царскому дворцу, вторая, «дочерняя», была выде­лена из первой около 235 года до н. э. Располагалась она в хра­ме Серапис, построенном при участии верховного жреца и ис­торика Манефона, автора знаменитой «Египтиаки». Считается, что в ней хранилось 42 тысячи томов специальных книг и большое количество копий из фон­дов основной библиотеки. Тут необходи­мо пояснение. Культ Сераписа, введённый Птолемеем Сотером, объединил имена и культы египетских богов Сета, Осириса и его быка Аписа, соответствовавших гре­ческим Аиду, Дионису и Зевсу. Серапис изображался в виде статуи Зевса с мерой зерна на голове. Культ должен был объеди­нить религии Египта и Греции. Он получил распространение по всему Средиземно­морью и позже стал основой христианства. Библиотека храма Серапис сыграла в этом не последнюю роль. Условно считавшаяся религиозной, она аккумулировала мифо­логические тексты, относящиеся к истории возникновения нового культа, непосредс­твенно связанного с историей «сотворения мира», то есть глобальными катастрофами Земли. Фонды библиотек постоянно попол­нялись. Рассказывают, существовал даже обычай, по которому прибывающие в Алек­сандрию корабли обязаны были предостав­лять таможенной службе все имеющиеся на их борту книги и свитки для продажи или копирования. Главного хранителя библиотеки назна­чал царь - из числа наиболее видных учё­ных, писателей или поэтов. Каждый из них оставил яркий след в истории науки и ми­ровой культуры, чему в немалой степени способствовала занимаемая ими долж­ность. Например, Каллимах оставил пос­ле себя свыше 800 сочинений и просла­вился созданием 120-томного каталога Александрийской библиотеки (к сожалению, не сохранился). После него над ката­логом долгое время трудился Аристофан. Был главным хранителем наставник и вос­питатель Птолемея Филадельфа греческий учёный Зенодот Эфесский. По преданию, именно он создал наиболее полную дошед­шую до нас запись «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Эратосфен, занимавший пост хра­нителя с 235 года до н. э., впервые ввёл в обращение термин «география», вычислил окружность Земли, разработал метод по­строения географических карт (имея в рас­поряжении множество старых карт). Более того, на основе исторических хроник и ста­рых карт создал обобщённую карту мира (не сохранилась, конечно!). Он же, по пре­данию, разработал и основы современного солнечного календаря, значительно позже введённого в обращение Юлием Цезарем. Клавдий Птолемей создал геоцентричес­кую систему мира и написал «Великое ма­тематическое построение астрономии», названное арабами «Альмагест».

В Александрийской библиотеке созда­вали свои шедевры Эвклид, Архимед, Аполлоний из Перги, Герофил Халкедон-ский, Аристарх Самосский...

Существуют три версии её гибели, не подтверждённые достоверными фактами.

Согласно первой, она сгорела в 47 году до н. э. во время так называемой Алексан­дрийской войны. Причастным историки считают Юлия Цезаря. Событие это име­ло место. Старшая дочь Птолемея Двенад­цатого Клеопатра в 17 лет была назначена соправительницей своего несовершенно­летнего супруга и брата, но в 48 году в ре­зультате дворцового переворота потеряла власть. Однако вскоре, поддержанная не­многочисленным войском Цезаря, суме­ла вернуть её. Вынужденный сражаться на улицах Александрии против превосходя­щих сил противника Цезарь приказал под­жечь римские корабли, на которые уже гру­зили готовые к эвакуации в Рим ценности и книги царской библиотеки. Часть фонда, находящаяся на кораблях, сгорела.

Известно, что сгоревшее по вине Цеза­ря пытался восстановить Марк Антоний, Став наместником Египта после смерти Цезаря, он сделал воистину царский по­дарок Клеопатре - 200 тысяч томов уни­кальных книг, вывезенных из Пергамской библиотеки. Многие из них - автографы и стоили целые состояния.

Пострадала библиотека и во время за­хвата Египта Зенобией Пальмирой. Ис­поведовавшая иудаизм Зенобия, став августой Пальмиры в 267 году, объяви­ла Пальмиру независимым от Рима царс­твом и, разбив легионы императора Пуб­лия Лициния, завоевала Египет. В 273 году Луций Домиций Аврелиан пленил мятежную царицу, присоединив к Риму почти все утраченные ранее области. Во время этой войны часть Александрийской библиотеки была разграблена сторонни­ками Зенобии. Но после всё было восста­новлено. И любопытно, что именно тогда Аврелиан начинает утверждать неограни­ченную власть императора и официаль­но именует себя «господином и богом». А в империи повсеместно вводится культ Непобедимого Солнца. То есть Аврелиан пытался восстановить уже подзабытую религию фараона Эхнатона.

Самое жестокое и бессмысленное унич­тожение фондов библиотеки произошло в 391 году во время правления Феодосия Великого. Толпы христианских фанати­ков, подогреваемые проповедями епис­копа Александрии Феофила, бросились уничтожать все «языческие и еретические» книги. Погром завершился пожаром. Такова официальная версия. Но однаж­ды мне на глаза попалась информация о надписи в склепе богатого купца, от­носящейся приблизительно к 380 году, в которой утверждается, что в течение года двадцать его кораблей перевозили свя­щенные тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и благословение от самого Папы.

Не могу судить о степени правдивости этой информации - опубликована она не в академическом издании. Но известно достоверно, что «сгоревшие и уничто­женные» книги Александрийской библи­отеки таинственным образом всплывали в других коллекциях. И библиотека про­должала существовать.

Окончательную её гибель историки свя­зывают с нашествием на Египет арабов. И даже сообщают точную дату этого собы­тия - 641 год. Библиотека действитель­но пострадала от узаконенных грабежей войск победителя - халифа Омара. Но из­вестно, что основная часть её фондов ста­ла украшением и гордостью выдающихся собраний арабского Востока. Почему-то учёные упорно не желают замечать, что именно захват Александрийской библи­отеки халифом Омаром предшествовал длительному периоду эпохи арабского Ренессанса. Поясню, о чём речь. После завоевания арабами Палестины, Сирии,

Марокко, Персии и Египта возникло ог­ромное государство - Арабский халифат. Вначале его столицей был город Ясриб, где, по преданию, находилась могила пророка Мухаммеда. В 762 году началось строительство Багдада («Божий дар»). В период расцвета город насчитывал два миллиона жителей и имел 30 тысяч ме­четей. И при каждой мечети была своя библиотека. Кроме того, во всех городах халифата имелись общественные библи­отеки. В Багдаде их было 30. По образцу Александрийского Мусейона было созда­но множество Домов мудрости, в которых работали тысячи переводчиков и перепис­чиков древнегреческой, римской, персид­ской и индийской литературы по арифме­тике, алгебре, астрономии, философии. Многие работы римских и греческих ав­торов, в том числе «Альмагест» Птолемея, дошли до нас только благодаря арабским переводам. Этот факт также исключает версию об уничтожении библиотеки ара­бами. По примеру египетских царей ха­лифы снаряжали целые экспедиции для покупки редких книг в Византию и другие страны. В библиотеке Рахмана аль-Хакама Второго в Кордове насчитывалось свыше 400 тысяч томов. Благодаря труду огром­ного штата каллиграфов, переводчиков, иллюстраторов до нас дошли переведён­ные с арабского на европейские языки сочинения Аристотеля, Птолемея и Гип­пократа, ранее хранившиеся в Алексан­дрии. В 1236 году, во время реконкисты, по приказу кардинала Хименеса в огонь были брошены 280 тысяч томов из библио­теки Кордовы. Но есть свидетельства, что л после этого библиотека продолжала су­ществовать, что её архивами неоднократ­но пользовался Христофор Колумб.

И вновь хочу обратить внимание чита­теля на одну и ту же закономерность. Пос­ле того как гигантская библиотека в Кор­дове захирела, в Испании, как следствие реконкисты. началось тотальное господс­тво инквизиции. А активное пополнение папской библиотеки в Ватикане книжны­ми фондами из Александрии и Кордовы привело к эпохе итальянского Ренессан­са. И ещё одна закономерность. Таинс­твенному исчезновению великих библи­отек древности всегда сопутствовали легенды об их гибели. Которые никогда не подтверждались. Так, не существует ни одного свидетельства, что погибла библиотека великого Улугбека, внука Та­мерлана. В ней хранились десятки тысяч манускриптов-автографов из покорённых Тамерланом стран, в том числе Ар­мении, Грузии и Персии. Будучи просве­щённым человеком, хан не заблуждался относительно будущего и в своей книге «Зидж Улугбека» писал: «Религии рас­сеются как туман. Царства разрушатся. Но труды учёных останутся на все вре­мена...» Согласно одной из версий, не­задолго до потери власти, понимая неиз­бежность своего конца, он отправил под присмотром главного смотрителя библи­отеки Али-Кушчи караваны наиболее цен­ных книг за пределы страны. Некоторые позже всплывут в Османской империи, после покорения ею Византии.

А Византия, имевшая в книгохранили­щах гигантские фонды, пережила два ис­торических книжных погрома: в XIII веке - крестоносцы, в XIV веке - турецкие вой­ска. Но всё же огромное количество книг византийцам удалось спасти, переправив в монастыри Афона. Но что важно: после покорения Константинополя и захвата турками бесчисленных и бесценных древ­них рукописей наступила эпоха турецко­го Ренессанса. Султан Магомет Второй в полной мере оценил доставшиеся ему знания древних цивилизаций и даже по­заимствовал у христиан византийскую символику - звезду и полумесяц. Хрис­тианская религия с потерей византийс­ких книг понесла невосполнимые поте­ри. Папа Римский Николай Пятый, один из основателей Ватиканской библиоте­ки, тщетно предлагал султану фантас­тический выкуп за автографы некоторых древних книг. Герцог Тосканский за хра­нившиеся у султана полные сочинения Тита Ливия предлагал пять тысяч золо­тых испанских пиастров, а венецианский посол и того больше. Но книги, хранящие тайну «сотворения мира», дороже любых денег... А в руках султана, по слухам, оказались все сорок томов «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, со­чинения Менандра, Эсхила.

Во время правления Амурата Четвёрто­го (1623-1640) Тодерини, подкупив двор­цового чиновника, составил частичный каталог библиотеки султана, в котором были обозначены книги Аристотеля, Пли­ния и часть книг, вывезенных из Иеруса­лима. Европейцам даже удалось выкупить 185 малоценных манускриптов, отмечен­ных печатью султана. Но пропажу книг об­наружили, и султан Ахмет Третий (1673-1736) построил новое книгохранилище, усилил охрану. С этих пор все попытки проникнуть в тайну султанских библио­тек были безуспешными.

Не менее таинственна судьба храмо­вых книгохранилищ финикийских горо­дов Тира, Сидона, Библа, Берита, кото­рые были как минимум на тысячелетие старше городов крито-минойской циви­лизации. Известно лишь, что в них сохра­нялись секретные сведения об атлантических колониях финикийцев. Исчезли письменные первоисточники сожжённо­го римлянами в 146 году н. э. древнего Карфагена. Город сжигали в течение 17 дней. А чтобы уничтожить саму память об этом месте, территорию его трижды пе­репахали плугом, засыпая в каждую бо­розду тонны соли. Косвенные свидетель­ства о сохранившихся архивах Карфагена приводит Плутарх из Хоронен в трактате «О лике, видимом на Луне». Он пишет о неком иностранце, изучавшем тайные знания на Британских островах (у жрецов Стоунхенджа?): «Чтобы тщательно и в де­талях рассказать обо всём пережитом им и обо всех людях, которых он там встре­тил, о найденных им священных книгах, посвящающих во всевозможные тайны, не хватит одного дня... Он провёл много времени и в Карфагене... и открыл некие священные пергаменты, которые были тайно укрыты в безопасном месте, когда старый город разрушили, они долгое вре­мя лежали в земле незамеченными...»

До сих пор тайна тайн - фонды папс­кой библиотеки в Риме. Основанная 15 июня 1475 года, она уже к этому времени имела в своих хранилищах порядка пяти тысяч древних манускриптов, принадле­жавших ранним христианам. Среди них уникальные образцы коптской, ассирий­ской, древнееврейской, древнегречес­кой, древнеарабской и латинской исто­рической литературы. Позже библиотека пополнялась за счёт купленных, получен­ных в дар и переданных на вечное хране­ние фондов других библиотек, коллекций частных лиц. Некоторые исследователи полагают, что в библиотеке Ватикана на­ходится недоступный для изучения до сих пор личный архив Колумба, неизвестные рукописи Коперника, Галилея. Леонардо да Винчи, книги из библиотек Александ­рии, Кордовы, Афин, Персеполя. Пергама, а также книги ацтеков, инков и майя. Не исключено, что там же книги из святая святых Иерусалимского храма, которые пленённый во время штурма Иерусалима казнохранитель Пинхас выдал римскому полководцу Титу Веспасиану в обмен на жизнь. А Тит передал их учёному иудею Иосифу Флавию. Поэтому Флавий был од­ним из самых информированных авторов древнего мира. Однако и его книги имеют многочисленные купюры и позднейшие вставки христианских цензоров.

Где-то в хранилищах Ватикана должны находиться архивы тамплиеров и альби­гойцев, архивы частных лиц, которых ка­толическая церковь преследовала как ере­тиков. А теперь следует напомнить о книгах цивилизаций Нового Света, уничтоженных конкистадорами. Согласно официальной версии, Хуан де Сумаррага, первый архи­епископ Мехико, при помощи испанских солдат во исполнение буллы Папы Римс­кого Григория с каким-то остервенением сжигал все попадавшие к нему книги, неза­висимо от их содержания. Из всех докумен­тов майя доколумбовой эпохи известными осталисьтолькотри манускрипта. Один, так называемый Кодекс Троано (Кодекс Кор­теса), хранится в Испании. Два других - в Дрездене и Париже. В1863 году была сде­лана ещё одна находка - в Королевской библиотеке Мадрида. Священник Шарль Этьен Брассер де Бурбур обнаружил руко­пись второго архиепископа Юкатана Диего де Панда (1524-1579) «Сообщение о делах в Юкатане». Написана она была с единствен­ной целью: сохранить значение индейских иероглифов. То есть её предполагалось ис­пользовать для расшифровки книг и кален­дарей цивилизации Нового Света. А иначе зачем де Панда потратил более десяти лет жизни на этот труд, если, по официальной версии, все книги индейцев были сожже­ны? Своеобразный словарь Диего де Панда был предназначен только для католических королей и первосвященников. И Колумб пи­сал отчёты о своих экспедициях только ка­толическим королям и Папе Римскому. Поз­же, несмотря на надлежащий уход и охрану, рукопись архиепископа бесследно исчез­ла, а сохранившаяся копия XVII века ока­залась весьма неполной, с перепутанным порядком глав, а потому малопонятной для современных исследователей.

Каков же вывод из всего вышеизложен­ного? Единственный: главная причина со­крытия исторических книг - стремление монополизировать права на знания, про­ливающие свет на тайну глобальных кос­мических катаклизмов, которые легли в основу всех религиозных культов. Строго говоря, о сохранении этихтайн заботились правители и задолго до возникновения христианства. Плутарх свидетельствует в «Жизнеописании Александра Македонско­го»: «Александр... не только усвоил учения о нравственности и государстве, но приоб­щился и к тайным, более глубоким учениям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали их широкой ог­ласке. Находясь уже в Азии, Александр узнал , что Аристотель некоторые из этих уче­ний обнародовал в книгах, и написал ему откровенное письмо: «Ты поступил непра­вильно, обнародовав учения, предназна­ченные только для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим до­стоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах».

 

Бударин Михаил

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz