ВЗРЫВАЮЩИЕСЯ СИГАРЫ

 

 

"Чудеса и приключения", 2009/10

 

Как Центральное разведывательное управление США

готовило серию террористических актов

против Фиделя Кастро.

 

Угроза в 90 милях

«от побережья Соединён-ных Штатов!» - именно так на протяжении десятилетий руководство США воспринимало Кубу, не оставляя попыток свергнуть коммунистический режим команданте Фиделя Кастро Рус. Куба - единственное место в мире, где США и СССР едва не столкнулись в ядерном поединке. И единственная страна в Запад­ном полушарии, где утвердился коммунизм как государс­твенная идеология. А также единственное государство, руководителя которого амери­канские спецслужбы собира­лись убрать руками мафии...

Ни американское прави­тельство, ни ЦРУ не придали особого значения тому фак­ту, когда 1 января 1959 года «бородачи» во главе с Каст­ро захватили власть на Кубе. Очередной переворот в оче­редной банановой республике! А что до революционных лозунгов Кастро, то ведь и свергнутый генерал Батиста, будучи сержантом, так же клеймил американский им­периализм. А Фидель всё же выходец из семьи богатейших латифундистов! На первых порах ЦРУ даже оказывало сторонникам Кас­тро финансовую поддержку, видя в них демократов-романтиков. В марте 1959 года эксперты ЦРУ дали заключение, что Кастро - «не коммунист советского тол­ка», но «истый представитель буржуазии». Однако после того, как он нацио­нализировал на острове американскую собственность, провёл коллективиза­цию фермерского хозяйства, провозгла­сил курс на строительство коммунизма и наладил военно-экономические связи с СССР, правительство США решило из­бавиться от Кастро.

 

«МАНГУСТ»

10 мая 1960 года президент Эйзенхау­эр одобрил операцию ЦРУ по свержению на Кубе коммунистического режима. Она предусматривала военную подготовку во Флориде кубинских беженцев. В дальнейшем их планировалось забросить на родину, чтобы спровоцировать массовые выступления против Кастро. После этого на остров должны были прибыть руково­дители эмигрантского движения и провозгласить себя временным правитель­ством «Свободной Кубы».

По инициативе ЦРУ к работе над новой операцией привлекли ветеранов американских спецслужб. Во Флори­де были открыты вербовочные пункты. Рекрутов переправляли на самолётах из Флориды на военную базу Кэмп-Тракс, размещённую в горах Гватемалы. Кроме того, ЦРУ установило связь с боевиками-антикастровцами (гусанос), базировав­шимися в горах Кубы.

В июле 1960 года Фидель отправил своего брата Рауля в СССР, где тот добил­ся усиления военной помощи и заручился поддержкой советского руководства на случай американской интервенции. Когда об этом доложили директору ЦРУ Аллену Даллесу, он распорядился сек­ретную диверсионную акцию превратить в полномасштабную полувоенную опера­цию. 15 апреля 1961 года по приказу но­вого президента Джона Кеннеди в бухте Кочинос началось вооружённое вторже­ние на Кубу. Авантюра закончилась про­валом и международным скандалом, однако, это лишь раззадорило президента и его брата Роберта, министра юстиции... Заместитель директора ЦРУ Рэй Клайн так охарактеризовал их реакцию на провал вторжения: «Они сочли неудачную высадку в бухте Кочинос лич­ным оскорблением... Роберт Кеннеди заявлял, что для ус­транения Кастро они не пожа­леют ни времени, ни денег, ни усилий».

В ноябре 1961 года Кеннеди одобрил план самой крупной тайной операции «Мангуст», целью которой было свержение коммунистического ре­жима на острове. Мозговой центр операции находился в Белом доме, где действова­ла «усиленная группа», в которую вошли министр юстиции Роберт Кеннеди, министр обо­роны Макнамара и его заместитель Р. Гилпатрик, госсекре­тарь Д. Раек и его заместитель А. Джонсон, директор ЦРУ Д. Маккоун, советник прези­дента по национальной бе­зопасности М. Банди и пред­седатель Объединённого комитета начальников штабов корпусной генерал Лемнитцер. Ответственный за опе­рацию стал генерал Э. Ландсдейл.

Однако ещё до появления плана братья Кеннеди через светскую львицу Джудит Экснер пытались связаться с Джоном Розелли, «крёстным отцом» чикагского пре­ступного синдиката «Коза ностра», чтобы выяснить, насколько реально можно использовать мафию в покушении на Кас­тро. В течение восемнадцати месяцев Экснер поочерёдно делила ложе с Джоном и Робертом и одновременно играла роль связной между ними и авторитет­нейшими представителями американс­кого криминалитета. Последние, кстати, были особо привечаемыми гостями в Белом доме.

 

ТАНДЕМ ЦРУ-МАФИЯ

К концу 1961 года планы свержения трансформировались в планы устране­ния трёх ведущих кубинцев: Фиделя Кастро, его брата Рауля и Че Гевары. В ЦРУ решили начать с команданте. Для обсуж­дения этого один из руководителей ЦРУ, Уильям Харви, вышел через Розелли на влиятельных мафиози Сэма Джанкану и Сантоса Траффиканте, занявшихся формированием ударного отряда из кубинских эмигрантов. Почему мафия пошла на сделку с ненавистными ей правоохра­нительными органами США? Кастро при­крыл в Гаване все казино, публичные дома и выгнал с Кубы всех мафиози. Утвержде­ние на острове правительства «Свободной Кубы» гарантировало мафии возрож­дение прибылей.

Через некоторое время Харви пере­дал Розелли четыре отравленные таб­летки. Ликвидация диверсантов, по­пытавшихся их доставить на остров, не смутила игроков тандема ЦРУ-«Коза ностра». Розелли взялся организовать убийство с помощью авторучки, черни­ла которой содержали смертельный яд. Мафиози вручил ручку кубинцу, рабо­тавшему в ресторане, где обедал Каст­ро. Под предлогом получения автографа убийца должен был обратиться к команданте и, вытащив ручку, «случайно» оца­рапать руку Фиделя пером. Смерть на­ступала через час, поэтому убийца легко мог скрыться. Однако и эта попытка не удалась...

«Солдаты» из «Коза ностра» были убий­цами по призванию, но вскоре на смену им пришли...

 

УБИЙЦЫ ПО ДОЛЖНОСТИ

В 1975 году увидела свет книга «30 лет ЦРУ», в которой бывший директор У. Колби поведал о подготовке покушений на Кастро. Главный крючкотворец американского разведсообщества писал: «Американские должностные лица, ор­ганизовавшие союз между ЦРУ и «Коза ностра», виновны и в подрыве кампании федерального правительства против организованной преступности. Нельзя представить себе, будто те, кто использует представителей преступного мира в качестве наёмных убийц для разведывательных или террористических операций за границей, не понимают, что подобная практика даёт главарям мафии в самих Соединённых Штатах своего рода защиту от преследований за внутренние операции...»

Отбросив пафосное фарисейство Кол­би, посмотрим на способы, которыми ЦРУ собиралось уничтожить Кастро. Всех их объединяло одно: они родились в вос­палённом воображении садистов!

...Предполагалось проникнуть в радиостудию за несколько минут до на­чала выступления Кастро и опрыскать её ядохимикатами, аналогичными наркотику ЛСД. После этого команданте на время должен был утратить дар красноречия, начав, подобно идиоту, нечле­нораздельно выкрикивать бессмыслен­ные фразы.

...Затем возникла идея начинить люби­мые сигары Кастро взрывчаткой, чтобы направленным взрывом Фиделю оторва­ло нос и выбило глаза.

...Но самой, пожалуй, большой попу­лярностью в администрации президен­та Кеннеди пользовалась бредовая идея лишить Кастро его знаменитой бороды. Средством для принудительного удале­ния волос являются соли таллия при на­несении их на кожу человека. Проще про­стого, решили в ЦРУ. Останавливаясь в гостиницах, команданте будет на ночь вы­ставлять свою обувь в коридор для чис­тки. Останется лишь бросить кристаллы таллия в кастровские башмаки. Но Кастро отменил поездку.

...Спустя какое-то время ЦРУ опять вер­нулось к идее отравленных и заминиро­ванных сигар. Два ящика таких сигар были изготовлены и переданы гражда­нину Кубы, который якобы имел доступ к кубинскому лидеру. Что случилось с этим самоубийцей и с ящиками - неизвестно, но Кастро остался невредим.

...Энергичный Ландсдейл предложил распространить на острове слух, что вот-вот состоится второе пришествие Христа на Землю и тот избрал местом Кубу. Одна­ко он не появится на ней до тех пор, пока кубинцы не свергнут безбожный комму­нистический режим.

Подобных идей было тридцать три(!), но Белый дом их отверг. Примечательно, что ни один план покушения на Кастро не предполагал убийства с помощью писто­лета или винтовки. Со времени револю­ции свободный оборот оружия на острове был запрещён. Каждый, кого могли за­подозрить в его хранении, был обречён: без суда и следствия он оказывался на бессрочных каторжных работах в каме­ноломнях.

После Карибского кризиса в 1962 году в ЦРУ вернулись к идее физического уст­ранения Кастро. Генерал Ландсдейл знал, что Кастро увлекается подводным плава­нием. По его инициативе изготовили кос­тюм, обработанный ядовитым грибком. Операцию сорвал адвокат Д. Донован, который и должен был подарить Кастро «спецкостюм». Хватившись в аэропорту оставленного дома «подарка», Донован тут же приобрёл новый, разумеется, не­заражённый...

 

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Одно из покушений должна была со­вершить некая Марита Лоренц, девица неземной красоты. В 1951 году, когда она с матерью проживала в Германии, её, се­милетнюю девчушку, изнасиловал аме­риканский солдат. После этого у неё начались приступы редкого заболевания - андрофобии (мужененавистничества). Впрочем, болезнь не помешала ей пе­режить бурный роман с Кастро, а затем стать любовницей венесуэльского дикта­тора Маркоса Хименеса. О своих романах Марита поведала в книге «Постель разо­брана, кто следующий?».

28 февраля 1959 года пятнадцатилет­няя Марита Лоренц прибыла в Гавану на круизном теплоходе «Берлин». Тогда же случилась её встреча и любовь с перво­го взгляда с бородатым мачо Фиделем. Вернувшись в Нью-Йорк, Марита каждый день часами говорила по телефону с команданте, пока он не прислал за ней лич­ный самолёт. Затем она много месяцев проживала в отеле «Свободная Гавана», превратив его в дом свиданий с Кастро. Логическим продолжением их тесных от­ношений было бракосочетание, и руко­водство ЦРУ в одном из докладов Джо­ну Кеннеди поспешило назвать Лоренц «первой леди Кубы».

В своей книге Марита утверждает, что забеременела после первого же свида­ния с Кастро, родила недоношенного мальчика, которого у неё отняли, после чего выпроводили с Кубы. С того момента её безумная любовь к Фиделю сменилась столь же безумной ненавистью.

По возвращении в США агент-вербов­щик ЦРУ Фрэнк Стреджис, его приятели и мать Мариты сумели внушить девушке, что Кастро и коммунизм олицетворяют абсолютное зло. Мать направила несо­стоявшемуся зятю письмо, в котором об­виняла его в изнасиловании своей несо­вершеннолетней дочери.

В ноябре 1959 года Мариту зачислили в штат ЦРУ, а 4 декабря она совершила блиц-поездку на Кубу, чтобы узнать, примет ли её Фидель. Спустя три недели ЦРУ отправило Лоренц в Гавану с задачей отравить Кастро. Ей вручили две ампулы с токсином ботулизма, чтобы она подмешала Фиделю в вино.

«Но в тот момент, когда наши взгляды встретились, - пишет Лоренц в своей книге, - я поняла, что не смогу убить его. Я вышла в туалетную комнату и утопила ам­пулы в унитазе. Когда я вернулась, Фи­дель неотрывно смотрел мне в глаза. Он спросил:

- Ты приехала, чтобы убить меня?

Я отрицательно покачала головой. Тогда он протянул мне пистолет и произнёс фразу, которая показалась мне пророческой:

- Ты не можешь убить меня. Никто не может убить меня!

После этого я молча вернула пистолет Фиделю».

 

Игорь Атаманенко

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz